О проекте федерального закона № 306504-6 «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»
В Государственной думе 20 ноября 2013 года в первом чтении был рассмотрен и принят проект федерального закона № 306504-6 «О судебно- экспертной деятельности в Российской Федерации». Замечаний концептуального характера к нему не было, однако некоторые положения требовали доработки и уточнений. Рекомендуемая дата рассмотрения Государственной Думой во втором чтении была назначена на 11.07.2018г., в настоящее время дата рассмотрения законопроекта перенесена на более поздний срок (дата открытая).
Негосударственная судебно-экспертная деятельность получила широкое распространение в Российской Федерации, и поэтому назрела необходимость в её законодательном регулировании. В данном законопроекте устанавливаются правовые основы негосударственных организаций, действующих в сфере судебных экспертиз.
Проект федерального закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» разработан во исполнение комплексного поручения Президента Российской Федерации и направлен на совершенствование судебно-экспертной деятельности, в том числе в целях установления профессиональных и квалификационных требований к лицам, осуществляющим производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений, а также устанавливает меры государственного контроля за организацией деятельности указанных лиц.
Законопроект разработан Минюстом России совместно с МВД, Минздравом, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ФСБ России, Минобороны России, Минэкономразвития России, Минфином России, Минобрнауки России, ФСКН России, МЧС, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством судебные экспертизы производятся государственными судебными экспертами и иными лицами, обладающими специальными знаниями.
Законопроектом определены двенадцать основополагающих терминов судебно-экспертной деятельности. С целью приведения в соответствие с требованием процессуального законодательства унифицировано понятие
«судебный эксперт» и требования, предъявляемые к нему; вводятся единые требования, предъявляемые к судебно-экспертным организациям независимо от формы их собственности; устанавливаются требования, предъявляемые к физическим лицам, для занятия судебно-экспертной деятельностью, в том числе профессиональные требования к руководителю судебно-экспертной организации.
Законопроект уточняет и конкретизирует положения процессуальных кодексов, не вступая в противоречие с ними. Получение сертификата компетентности эксперта является обязательным условием для внесения
сведений о судебном эксперте в государственный реестр судебных экспертов с учётом ограничений по раскрытию сведений о личности.
Законопроектом предусмотрена возможность ведения судебно- экспертной деятельности субъектами в форме некоммерческих организаций, и такой подход согласуется с практикой Верховного Суда Российской Федерации, обобщённой в постановлении пленума от 21 декабря 2010 года №
- В ходе подготовки указанного акта всеми разработчиками было выражено единое мнение о недопустимости производства экспертиз исключительно в целях получения прибыли, публично-правовая функция по обеспечению правосудия судебными экспертами должна выполняться, как и задачи иных юридических профессий, в рамках пусть частных, но некоммерческих организаций.
Принятие этого закона крайне важно для обеспечения законности и правопорядка в стране, ведь от качества экспертизы напрямую зависит решение суда, а значит, судьба конкретных граждан, предприятий и юридических лиц.
Добавить комментарий